21 янв 2023

Колыбель российского джина

Неизвестные факты о первых джиновых брендах России и о том, куда уходит корнями история российского джина, рассказываем эксклюзивно для читателей WGD Magazine.
Мало кто рассказывает о возникновении и эволюции российского джина. И, честно говоря, его история не стоила бы научных изысканий, если бы джин, импортный и наш, не захватил рынок РФ и не породил такое количество фанатов. Сейчас его пьют все, по большей части потому, что вокруг него развернулась модная движуха. Но мы же с вами интеллигентные и образованные выпивохи, и нам мало одного лишь поверхностного проявления этого феномена. Поэтому предлагаю копнуть глубже и выяснить, почему джин стал так популярен у нас и как зарождался российский джин.

С первым вопросом проще. Сначала бармены, а за ними и производители в нашей стране подхватили всемирный тренд на использование джина в коктейлях. Это идеальный дистиллят для сложных напитков: прозрачен, крепок, многогранен, с богатым внутренним миром ботаникалов в своём составе. В таком качестве джин вытеснил из баров водку, предыдущего коктейльного фаворита. В результате более молодые любители коктейлей стали отдавать предпочтение джину как трендовому напитку, считая водку уделом старшего поколения. Кстати, если вы не знали, то мы с вами живём в эпоху второго джинового ренессанса. Может, лет этак через 150 один любознательный возьмёт да и напишет про джин и про нас с вами.

К тому же джин — напиток с богатой историей, эпизоды из которой так хорошо заходят гостям под джин-тоник. Каждый бармен расскажет любопытному собеседнику, где и когда был создан джин, какие напитки являлись его предшественниками, на какие годы пришёлся первый джиновый ренессанс, а может, даже вспомнит, что он входит в состав одного из первых коктейлей, упоминание о которых дошло до нас: рецепт датируется 1798 годом. К сожалению название коктейля не сохранилось, но известен его состав: джин, имбирь, апельсиновый ликёр и лимон.
А вот историю нашего российского джина знают единицы. И да, она есть, пусть и не очень долгая в сравнении с историей русского винокурения в целом. Уважаемый автор «Полугара» Борис Родионов в одной из своих книг пишет: «… 1515 год, и никакой другой, должен считаться годом рождения русского винокурения — по крайней мере до тех пор, пока не обнаружится документ, датированный более ранним годом». Вот примерно с этого времени и началось производство алкоголя на Руси. История джина своими корнями уходит, конечно, в более близкую к нам эпоху.

Зато его производство, можно сказать, было предначертано нам, но не судьбой, а геральдикой. Если коротко, то без нашего ведома русский народ стал одним из символов английской джиновой индустрии, а мы об этом даже не подозревали.
герб, учреждённый 18 марта 1639 года
Существует такая английская организация Worshipfull Company of Distillers (Почтенная компания дистиллеров), она была основана в 1638 году в Британии, а годом позже был учреждён её герб. Можно долго раскладывать на составляющие изображение, но я бы хотел обратить ваше внимание на двух людей слева и справа от щита. Слева изображён русский, символизирующий балтийскую рожь и ячмень, импортировавшиеся для производства спирта, на основе которого, собственно, и делали джин, а справа — индеец, который символизирует пряности и специи, ввозившиеся из тёплых стран для того, чтобы джин в процессе дистилляции стал джином. Как-то так. И да, теперь и вам жить с этой информацией.

В Советском Союзе джин выпускался, по крайней мере, на этикетке было написано, что в бутылку налит джин. Почему я с такой иронией пишу об этом, да потому что советская продукция зачастую разрабатывалась по принципу «у них есть, и мы хотим такое же». Это было скорее подражающее внешне, нежели осмысленное заимствование. Джин выпускали без знания истории этого напитка, не понимая его природу, не зная, с чем его употреблять, а главное, кто мог бы быть целевой группой его потребителей. Тоник тоже был, на этикетке одного из них даже было написано «Применяется для разбавления алкогольных напитков», но смешивать с ним джин, попусту расходуя недешёвый алкоголь, мало кому приходило в голову. Были и коктейли, но без философии и техники приготовления. А горбачёвская антиалкогольная кампания добила последние остатки культуры производства и потребления алкогольных напитков. Ну ладно, было и было.
Новейшая история джина в России началась с распадом СССР, и гораздо раньше, чем вы могли бы подумать. А колыбелью российского джина, как когда-то колыбелью демократии, стал Великий Новгород, тогда ещё просто Новгород.
Новгородский ликёро-водочный завод «Алкон», история которого на тот момент уже перевалила за сотню лет, в 1998 году начал производить одноимённый джин. Рецепт был унаследован от советских специалистов. На заводе джин делали и до распада СССР, но пока что в его архивах мне удалось найти лишь один раритетный документ: патент на изобретение способа производства джина «Алкон», выданный 29 июня 1998 года. Если мне посчастливится найти более раннюю запись, клянусь на можжевельнике, что опубликую её здесь. Этого товарища, кстати, больше не выпускают. А вот что мы имеем на сегодняшний день: сейчас на заводе производят джин «Садко» и линейку джинов Green Witch — Original, Estragon, Rhubarb, Wild Cherry. И уже совсем скоро появятся ещё три вкусовых джина под маркой Green Witch. Bartenders Edition, созданных специально для коктейльных баров. Вкусы пока держатся в секрете. Самыми первыми о них узнают те, кто читает портал WGD Magazine)
Джин «Алкон» — один из старейших брендов, производившихся на территории России. Почему «один из», потому что до «Алкона» на этом же заводе разливали джины «Довгань» и «Адмиральский» от компании «Довгань». В этих джинах, к сожалению, использовался ароматизатор «джин». И простят меня все сочувствующие, но мне очень сложно называть это творение джином. Я сам пробовал добавлять натуральный ароматизатор «джин» в водку, и ничего хорошего, даже отдалённо напоминающего хорошее, не получилось.
К изготовлению собственного джина на заводе «Алкон» подошли ответственнее, чем Владимир Довгань и советские технологи, вместе взятые, и прежде всего определились с философией бренда. В качестве референса были выбраны джины ведущих производителей Англии, с оглядкой на которых развивается джиновая индустрия в целом. Джин «Алкон» был создан после тщательного, буквально под микроскопом, разбора и анализа референсов с использованием только растительных ингредиентов в составе. Верность традициям производства, выдерживание производственного процесса и использование натуральных компонентов — вот на чём основывается философия бренда.
Но наибольший расцвет джина на заводе «Алкон» наступил после 2014 года, когда был выпущен первый джин нового бренда Green Witch Original. Бутылка в форме фляжки с гравюрой, изображающей лондонскую обсерваторию на этикетке, стала узнаваемой на барных полках и в супермаркетах.
евгений горбунов
автор
email: info@worldginday.ru
Понравилась статья?
Вы можете поблагодарить автора,
чтобы ему хотелось писать ещё
наведите камеру телефона на qr-код
или перейдите по ссылке