Barrister стал первым российским брендом джина, вошедшим в список самых продаваемых алкогольных брендов мира.
В мире, где состояние самых богатых людей из списка Forbes измеряется сотнями миллиардов долларов, становиться миллионером уже не особо интересно.
Но в мире алкогольных напитков членство в клубе миллионеров более чем почётно.
Ежегодный список алкогольных брендов-«миллионеров» составляет журнал Drinks International. Рейтинг основывается на открытых данных об объёмах продаж, публикуемых в отчётах самими компаниями, либо на сведениях, полученных в результате запроса у владельцев алкогольных брендов. В список попадают алкогольные бренды со всего мира, годовой объём продаж которых за предыдущий год превышает миллион девятилитровых ящиков. Аналогия с Forbes прослеживается и здесь: список миллионеров основывается на оценках стоимости их активов из открытых данных и потому тоже объективен настолько, насколько это возможно.
Есть и ещё одно важное сходство. Если бы список Forbes был просто перечнем самых богатых людей на планете, место ему было бы в жёлтой прессе, а не в одном из самых авторитетных финансовых изданий. Главный его месседж — отражение актуального состояния экономики и перспектив её развития; если по-простому, то список Forbes хорошо иллюстрирует, в каких сферах сосредотачиваются деньги, а изменения в нём многое сообщают о их перераспределении и, соответственно, о том, куда всё движется.
Точно так же и World Millionaires’ Club, особенно в сопоставлении списков брендов-«миллионеров» за несколько лет подряд, многое сообщает о состоянии индустрии алкогольных напитков в разных странах и — пусть с небольшим запозданием — о наблюдающихся тенденциях.
До недавнего времени (а список публикуется на протяжении 23 лет) Россия оставалась представлена в списке исключительно водочными брендами, при этом занимали они довольно высокие строчки рейтинга — некоторые из них попадали в топ-50 самых продаваемых брендов мира. На ситуацию не повлиял даже бойкот экспорта российской продукции с 2022 года — продаж на внутреннем рынке оказалось достаточно, чтобы обогнать другие всемирно известные алкогольные бренды. К примеру, в World Millionaires’ Club 2023 среди 136 брендов-«миллионеров» было семь российских водок. Три строчки подряд в конце пятого десятка заняли «Пять озёр» от «Алкогольной сибирской группы» (47-е место), «Архангельская» от компании Beluga (48-е место) и «Деревенька» от ЛВЗ «Саранский» (49-е место), опередившие по объёму продаж такого монстра, как джин Beefeater (51-е место). А пять российских брендов водки ещё и вошли в число водочных брендов мира, продемонстрировавших самый быстрый рост.
В том, что касается джинового сегмента, World Millionaires’ Club 2023 вообще ничем не удивил. В топ-5 внутри категории ожидаемо вошли британские гиганты Gordon’s, Tanqueray, Bombay и Beefeater — ну и не сдающий позиций Ginebra San Miguel. Подробнее о том рейтинге мы писали вскоре после его публикации.
В общем, список брендов-«миллионеров», опубликованный в 2023 году, демонстрировал вполне стереотипную картинку. Джин делают (и пьют) британцы да эти сумасшедшие филиппинцы; русские — пьют водку.
А между тем интерес к джину в России рос, вместе с ним росли производство и продажи российских брендов джина, что наконец нашло отражение в списке алкогольных миллионеров в этом году.
World Millionaires’ Club 2024 стал революционным, и эту революцию произвела компания Ladoga. В число брендов, продажи которых превысили 9 миллионов литров в год, впервые вошёл российский джин — Barrister, занявший 149-е место с 1,1 млн девятилитровых ящиков, проданных в 2023 году. Популярность в стране джина в целом и популярность конкретно джина Barrister достигла, таким образом, тех пределов, которые позволили российскому бренду впервые засветиться на общемировой картинке.
Я уже говорила о том, что интереснее всего рассматривать каждый список World Millionaires’ Club не по отдельности, а в сравнении с предыдущими. Вопреки спаду интереса к джину во всём мире, о котором пишут, кажется, все, список брендов-«миллионеров» фиксирует расширение категории джина. В 2024 году в число самых продаваемых брендов мира вошло уже одиннадцать брендов джина, тогда как в предыдущем году их было девять. И в этом внутрикатегориальном рейтинге Barrister занимает уже десятую строчку.
По мнению экспертов приложения Drinks International The World Millionaires’ Club, потребители джина переключили своё внимание на региональные бренды, использующие местные ботаникалы и рассказывающие свои, локальные истории. Hendrick’s стал единственным нерегиональным джином, который продемонстрировал рост за 2023 год. А вот бренды-гиганты, привычно используемые в барах как хаусные позиции, демонстрируют спад.
И здесь вновь обращает на себя внимание Barrister, ставший мировым лидером по скорости роста продаж среди всех брендов джина: 57,1 % по сравнению с предыдущим годом. По этому показателю он опередил прошлогоднего лидера GSM Blue (30,8 %) — впрочем, филиппинец действительно замедлил рост, в предыдущем году составлявший 64,7 %.
Успех Barrister, благодаря которому российский джин впервые за 23 года оказался в числе наиболее продаваемый мировых брендов, — действительно историческое событие, и тем удивительнее, что произошло оно на фоне продолжающихся экспортных ограничений. Вероятно, не будь их, Barrister мог занять и более высокую строчку рейтинга. А быть может, мы бы увидели в списке «миллионеров» и другие российские бренды.