Выбирала я вина, честно говоря, из того, что могла, так как ассортимент местный — это что-то потрясающее. Когда мы стали общаться с поставщиками и я попросила у них прайс-лист вин, мне приносят список исключительно из местных сортов. Я им говорю: «Мне международные вина, пожалуйста». Они на меня смотрят и хлопают глазами, мол, а что это? Через какое-то время мне всё же попадает в руки прайс-лист крупнейшей торговой компании в Баку, и это было просто изумительно: 200 страниц на 2,5 тыс. позиций без какой-либо структуризации, просто всё по алфавитному порядку. И там были не только вина, а вообще весь их ассортимент: начиная от горчицы и салфеток, заканчивая алкоголем. В итоге нашему бухгалтеру всё же удалось найти поставщика, у которого был портфель международных вин, пусть и скромный, но хотя бы была возможность выбрать что-то оптимальное по сортам и цене-качеству.
НВ: А есть ли в планах ввести какие-то вещи вроде органики и биодинамики, и вообще имеет ли, на ваш взгляд, это смысл в Азербайджане?
ЕМ: Да нет, ну какая биодинамика в Азербайджане? Сама я, конечно, ничего против этого не имею, но, боюсь, здесь это просто никого не заинтересует. Всё-таки мне нужен массовый продукт, который будут пить не два-три гостя, а поболее. Такое тут заинтересует разве что заезжих туристов, а на этом далеко не уедешь. Всё же это бизнес, и его надо окупать.
О наборе и обучении персонала в Баку НВ: А как, на ваш взгляд, обстоит ситуация с квалификацией персонала? В
разговоре с Орханом из Barfly я так понял, с этим могут быть некоторые трудности.
АМ: Да, здесь свои особенности есть однозначно. Мы довольно тщательно искали персонал, который бы соответствовал нашим требованиям. В первую очередь говорить по-русски, потому как ориентированы мы в большей степени на русскоговорящую аудиторию и хотим, чтобы ей было комфортно тут общаться с персоналом. Нюансов много, так как официанты привыкли немного к другому формату работы, а мы пытаемся здесь поставить московский сервис. Для этой цели у нас и управляющий из Москвы, и сами мы постоянно работаем над обучением персонала. В целом ребята толковые и хорошие, но есть много мелочей, над которыми нужно работать.
ЕМ: Да, при устройстве на работу мы сразу всё обсуждали с ребятами, сказали, что у нас будут высокие запросы по стандартам качества. И дальше просто задавали вопрос, готов ли человек учиться. Мы понимаем, что крайне маловероятно найти тут сотрудника, который нам сразу даст всё, что мы хотим, но мы готовы обучать, и тут уже вопрос к человеку, интересно ли ему это. И таким образом выбрали ребят, которые действительно проявили энтузиазм. У некоторых официантов даже был опыт работы в Москве, и они в целом понимали, о чём мы говорили — оставалось лишь довести всё это до автоматизма. У нас довольно лояльный стиль руководства, как мне кажется, но при этом мы внимательно следим за работой официантов, регулярно проводим пятиминутки, обсуждаем, корректируем.
Для азербайджанского ресторана в целом нормально, когда официанты стоят без дела, а тем временем может быть не убран зал, криво расставлена посуда, да и вообще человек меню толком не знает. Мы же за такими моментами серьёзно следим и стараемся доносить до сотрудников, что все эти вещи очень важны для общего восприятия нашего заведения. И в общем-то после таких бесед ребята на следующий день уже проводят работу над ошибками.
Мы также стараемся поддерживать здоровую атмосферу в коллективе. На мой взгляд, это очень важно, и я рада, что нам удалось собрать команду из ребят, которым комфортно вместе работать и в целом приятно приходить на работу. Не все руководители уделяют этому должное внимание, однако это сильно влияет на внутреннее желание человека работать и, следовательно, на уровень сервиса.