Со второй половины 1950-х годов нидерландская авиакомпания KLM ежегодно выпускает небольшие стилизованные макеты реальных голландских зданий из делфтского фарфора в честь своего дня рождения, отмечаемого 7 октября. Маленькие домики, наполненные женевером Bols, вручают пассажирам мирового бизнес-класса на межконтинентальных рейсах.
В этом году компания празднует своё 105-летие, и в честь относительно круглой даты KLM воссоздала Het huis aan de drie grachten («Дом на трёх каналах»), здание XVII века, расположенное в центре Амстердама на пересечении трёх каналов: Гримбургвала, Аудезийдс Воорбургвала и Аудезийдс Ахтербургвала. Оно имеет статус национального памятника, но при этом является жилым, хотя в 1930-е годы там располагалась книжная лавка книготорговца и издателя Огюста Эме Балкема (August Aimé (Guus) Balkema), а во время Второй мировой войны работала типография, печатавшая запрещённую пропагандистскую литературу и стихи. В ходе ремонта в 2005 году над одной из каминных полок в доме обнаружили тайник с архивом документов военного времени, включающий рукописи и переписку.
Среди других макетов, выпущенных KLM в последнее время, здание вокзала в Валкенбурге-ан-де-Гёле, дом семьи Экури на Арубе, театр Тушинского в Амстердаме и так называемый Die Mariaen, или «Замок на Мариане», одно из старейших кирпичных зданий в Нидерландах (ему более 800 лет), расположенное в городе Ден Бош.
Идея воспроизводить памятники архитектуры в сувенирной продукции понятна. С женевером вроде бы тоже всё ясно: он для Нидерландов национальное достояние. Но история чуть более замысловата. Дело в том, что в 1950-е годы авиакомпании, входящие в IATA, договорились не дарить пассажирам сувениры стоимостью больше 7 долларов. KLM нашла выход: авиакомпания стала дарить пассажирам не просто фарфоровые домики — в них начали наливать женевер. На все претензии компания отвечала, что это просто упаковка для напитков, а уж сколько стоит такая бутылочка, никого не должно волновать.
В 1957 году компания Simon Rynbende & Sons отгрузила 39 710 макетов девяти разных домиков с женевером для KLM в амстердамский аэропорт Схипхол. Они предназначались для пассажиров королевского класса. С тех пор домики стали выпускать ежегодно.
С 1986 года поставщиком женевера для делфтских домиков KLM стал Lucas Bols. Смену бренда отметили выпуском «внесерийного» макета — миниатюры здания королевского дворца на площади Дам в Амстердаме. Её дарили исключительно молодожёнам, летевшим королевским классом. Позже было выпущено ещё несколько версий дворца. Самую большую из них с 2004 года вручают победителю турнира по гольфу KLM Open.
Когда в 1994 году KLM отмечала своё 75-летие, юбилей сопровождался рядом реформ. Среди прочего было решено отменить королевский класс как таковой и заменить его мировым бизнес-классом. Предполагалось, что и макетов домиков больше не будет. Но эту идею встретили такой волной негодования, что авиакомпании пришлось пойди навстречу пассажирам и коллекционерам и начать дарить домики, наполненные женевером, всем пассажирам нового бизнес-класса. Но только раз в году — 7 октября, в день рождения KLM.
К сегодняшнему дню авиакомпания выпустила уже более 100 «регулярных», серийных домиков и ещё множество специальных макетов, которые не выдают на борту — их дарят по каким-либо значительным поводам партнёрам и VIP-клиентам, а часть из них сразу выставляется на аукционы для коллекционеров. В числе знаменитых коллекционеров был, например, Габриэль Гарсиа Маркес, который выпросил себе несколько домиков в обмен на статью в бортовой журнал KLM.
Выбор очередного здания для воспроизведения в фарфоре с женеверной начинкой — отдельная история. В целом у KLM и Bols действует договорённость о том, что компании выбирают дома по очереди в соответствии с определёнными критериями. У компаний существуют специальные комитеты, собирающиеся ежегодно для решения о выборе исторического здания, однако решающее слово имеет президент KLM. И обеим компаниям приходится отбиваться от миллионов просьб воссоздать в делфте именно тот или иной дом, ведь многие из них, как и «Дом на трёх каналах», выпущенный в этом году, являются жилыми.
Многие факты, упоминающиеся в этой статье, заимствованы из блога Дениса Пескова, пересказавшего самое интересное из книги Mark Zegeling. Little Kingdom by the Sea: Secrets of the KLM Houses Revealed, a Celebration of Dutch Cultural Heritage and Architecture. MarkMedia & Art, 2015. Книга переиздавалась позже, продаётся на сайте KLM — там же, кстати, можно купить и некоторые макеты домиков.